Когда у меня ухудшилось зрение
Плохое зрение у меня со школы. Мама узнала о проблеме, когда я получила двойку за контрольную. Я не выполнила задание, так как просто не увидела, что написано на доске, а сказать об этом учителю постеснялась.
Меня сразу отвели к офтальмологу. Оказалось, что зрение упало до −2 диоптрий. Выписали очки, в которых нужно было ходить постоянно. Но я их не носила, потому что одноклассники меня дразнили, а поставить линзы можно только с 18 лет. Тогда я не понимала, что делаю себе хуже: постоянное напряжение глаз только ухудшает ситуацию. К 11-му классу зрение у меня уже было −4,75 на одном глазу и −5 на втором.
После школы я поставила контактные линзы, и проблема, как мне казалось, была решена. Линзы не видны окружающим, их удобно носить — нет дискомфорта. Минусов немного: их нужно менять каждый месяц, ежедневно снимать и промывать специальным раствором. Уход занимает пару минут в день, это совсем несложно. Контактные линзы стоят от 160 000 сумов за пару.
Почему решилась на лазерную коррекцию
Я носила линзы 20 лет. Возможно, ходила бы с ними и дальше, но проблемы со зрением усилились. Исчезла чёткость изображения, предметы расплывались перед глазами. Я могла не узнать соседку или сказать клиенту неправильное время записи — вместо 18:00 видела 16:00. Я вожу машину, и такое ухудшение зрения опасно для меня и окружающих, поэтому я пошла на приём к офтальмологу.
На плановом осмотре в июле показатели были обычными: −4,75 один глаз и −5 второй. Через месяц, в августе, на внеплановом приёме выяснилось, что зрение упало до −9. Врач сказала, что без причины так резко оно ухудшиться не может, и отправила на обследование. Я сделала МРТ головного мозга, чтобы исключить возможную опухоль, и сходила к невропатологу, потому что проблема могла быть связана с нервной системой. За МРТ и приём врача заплатила 800 000 сумов.
С невропатологом мы выяснили причину резкого падения зрения: стресс. Последний месяц я работала с 09:00 до 21:00 без выходных, большую часть времени проводила за компьютером, и нагрузка сказалась очень негативно.
Врач предложила сделать лазерную коррекцию — так можно остановить дальнейшее ухудшение зрения и полностью отказаться от линз.
Как я искала клинику
В октябре я начала поиск клиник и врачей в интернете и по «сарафанному радио», спрашивала коллег, знакомых, клиентов. Нашла частную клинику Nur Med на Чиланзаре. Знакомые уже делали операцию там и остались довольны — наверное, это и стало решающим фактором для меня. Я позвонила в клинику и записалась на консультацию.
На первичной консультации мне провели обследование — проверили глазное дно и толщину роговицы. Без этого не обойтись: по результатам врач решает, можно делать операцию или нет. Консультация стоила 200 000 сумов.
У меня не было противопоказаний, я сказала, что перезвоню и мы договоримся о дате. Но закрутилась на работе и забыла. Через месяц мне позвонил врач и спросил, не передумала ли я. Он добавил, что решать надо скорей: если зрение упадёт ещё, сделать операцию будет невозможно. Оказывается, лазерная коррекция противопоказана тем, у кого зрение −10 и ниже. Я испугалась и сразу решилась.
Как нужно готовиться к лазерной коррекции
Особой подготовки нет — не надо принимать лекарства или соблюдать диету. Нужно только пять дней до операции не носить линзы и капать в глаза капли, которые прописал офтальмолог. Ещё врач назначил анализы крови на ВИЧ и сифилис — это стандартные исследования перед любой операцией.
В клинику тоже ничего не нужно приносить, кроме солнцезащитных очков — через час после операции можно уйти. Но обязательно приходите с сопровождающим, который поможет добраться домой. Самостоятельно вы после операции не сможете даже вызвать такси и спуститься по лестнице.
Как проходила операция
Вместе со мной приёма у врача ждали человек тридцать. Очередь двигалась быстро: операция занимает около 10 минут, если делают замену хрусталика, а обычная коррекция — минут 5—6.
На меня надели одноразовый халат и положили в аппарат, напоминающий капсулу МРТ. В глаза закапали обезболивающие капли. Веки зафиксировали расширителем, чтобы я не моргала во время операции, потом смазали их антисептическим препаратом. Он раздражает слизистую и вызывает неприятные ощущения. Лицо накрыли специальной тканью с прорезями для глаз.
Операция длилась шесть минут. Было не больно, но немножко страшно, когда прямо в глаза направляют лазерный луч. От потока света очень хотелось моргнуть и потереть глаза. В какой-то момент я сильно испугалась — секунд на 20 у меня полностью пропало зрение, просто резко стало темно. Потом я снова стала видеть предметы вокруг. Врач сказал, что так бывает, но для меня это был самый страшный момент.
Всё прошло успешно, я вышла из операционной сама, в сопровождении медсестры. Некоторых людей выводили за руку, у всех проходит по-разному. Было ощущение дискомфорта, глаза как будто горели — это нормальная реакция, те, кто оперировался со мной в тот же день, говорили, что чувствуют то же самое. После процедуры обязательно нужно час поспать или полежать с закрытыми глазами в специальной палате. Потом врач проводит контрольный осмотр и отпускает домой.
Стоимость зависит от разных факторов: состояния зрения, техники коррекции, сопутствующих осложнений. Моя операция обошлась в 7 млн сумов, включая предварительные анализы.
Как я чувствовала себя после коррекции зрения
Мне рассказывали, что операция — это не страшно и не больно. Это так. Но мне никто не сказал, что страшное начинается после операции, когда проходит действие обезболивающих.
Появляются кровоподтёки под глазами, в глазах жжёт. Их нельзя тереть, категорически запрещено даже просто прикасаться к лицу. Поэтому я три дня ходила в солнцезащитных очках и даже спала в них, чтобы случайно во сне не задеть глаза, — врачи советуют спать так хотя бы первую ночь, потому что во сне человек себя не контролирует.
После операции есть ряд ограничений. Вот что нельзя делать:
- пользоваться телефоном — минимум сутки;
- смотреть на дневной свет без очков — не меньше недели;
- мыть голову, использовать шампуни, пенки, скрабы, пользоваться косметикой для глаз — тоже примерно неделю;
- ходить в бассейн, сауну, баню — как минимум две недели;
- низко наклонять голову, ходить в спортзал, читать книги и смотреть телевизор — в течение 2—3 месяцев.
Лучше не нарушать предписания врача: если начнётся воспалительный процесс и зрение снова упадёт, повторную коррекцию можно делать только через 15 лет.
На следующий день после операции я проснулась со 100-процентным зрением. Но через некоторое время правый глаз стал хуже видеть. Врач сказал, что для восстановительного периода это нормально — в течение полугода после операции зрение может «прыгать». Какое-то время оно у меня действительно ухудшалось то на левом, то на правом глазу, но потом всё нормализовалось.
Из-за долгого ношения линз у меня развился синдром сухого глаза, поэтому моё восстановление заняло больше времени, чем у других, — почти два месяца. Пришлось постоянно капать «Хилогель», он помогает увлажнить слизистую. Флакон стоит около 170 тысяч сумов, одного мне хватало на 2—3 дня. Пользовалась каплями я четыре месяца — потратила почти столько же, сколько на операцию.
К работе я приступила через 10 дней. Сейчас всегда сижу за компьютером в антибликовых очках.
Какое зрение у меня сейчас
Прошло четыре месяца после операции, и я прекрасно вижу, у меня 100-процентное зрение. Оно не садится, не скачет, я спокойно сижу за компьютером, вожу машину, читаю книжки, живу обычной жизнью.
Иногда по привычке тянусь за очками, а потом останавливаю себя. Ведь уже вижу сама! Это невероятное ощущение. Могу точно сказать, что жизнь разделилась на «до» и «после», и вот это «после» — великолепно. Единственное, о чём жалею, — что не сделала операцию раньше. Я увидела мир, он заиграл всеми красками — это непередаваемо. Те, у кого −7 и кто всю жизнь носил очки и линзы, меня поймут.
Хочу предостеречь тех, кто постоянно пользуется линзами: лучше носите обычные очки, потому что линзы могут вызвать синдром сухого глаза, как у меня. И сходите к офтальмологу — возможно, коррекция зрения поможет и вам.
Расходы на операцию по коррекции зрения — примерно 14,8 млн сумов
